UPDATE 04-05-2017: Сравнительный анализ Лукойл Экто 100 c Экто 98, BP Ultimate и Shell V-Power Racing. Свежие паспорта (2016-2017 гг) на АИ 98 от BP, SHELL, ГПН, и Лукойл.
В первой части Про Бензин я указал, что бензины с моющими присадками типа «Экто», «Ultimate», «Pulsar» и прочие принципиально не отличаются от обычного бензина классов Евро 4 и 5.
Большинство (если не все) обсуждений бензина в интернете заключаются в сравнении субъективных и противоречащих друг другу ощущений от реакции двигателя на то или иное топливо.
В ходе одной из дискуссий на автокадабре пользователь Q2W заявил, что на его роторно-поршевой атмосферной Mazda RX-8 на финском бензине расход падает процентов на 30%, и, возможно, это связано с смазывающими свойствами бензина и присадками.
И действительно, оказалось, что помимо моющих компонентов в некоторых присадках содержатся модификаторы трения.
Кроме того, выяснилось, что Лукойл заявляет о снижении расхода и росте мощности при использовании Экто 95 именно по сравнению с обычным 95, а не 92 бензином.
Я решил подробнее разобраться с «моющими» присадками, присутсвующими в обычном и «премиальном» бензине и количественно определить различия на основе объективных данных.
В статье ЗаРулем «Секрет Титула» говорится о том, что производители обязаны добавлять моющие присадки в бензин, согласно требованиям стандарта Евро-3 и выше.
Однако в пункте 3.3 ГОСТ Р 51866-2002 (регламентирует требования к АИ-95, 98 классов 3-5) указано:
Автомобильный бензин может содержать моющие присадки, не ухудшающие его показатели и свойства.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
Упоминаний о необходимости добавления моющих присадок в бензин нет. Возможно, есть иные документы, регулирующие наличие моющих присадок, но разбираться в юридических вопросах желания нет, обратимся сразу к фактам.
В поисках информации и наличии присадок в бензинах различных торговых марок я наткнулся на этот пост от Сергея, в комментариях к которому, добровольцы разместили большое количество технических паспортов на бензин датированных концом 2013 — началом 2014 года. Эти данные гораздо свежее всех исследований и сравнений в «АвтоРевю» и «ЗаРулем». Паспорта на некторые марки, например Shell услужливо подкинул google.
[ Список и фото паспортов будут обновляться и дополняться. Я планирую выкладывать паспорта со всех АЗС, которые буду посещать. За январь 2015 добавлены паспорта на Лукойл — Москва и Татнефть — Ярославль. За февраль 2015 добавлен АИ 98 Газпромнефть Ярославль ]
Что же нам заливают на заправках?
Газпромнефть
АИ 95 G-Drive (Евро-5)
Источник в МО: нефтебаза Павельцево;
Содержание МТБЭ: 6,9%;
Присадки: многофункциональная моющая присадка Hitec 6473 — 0,056% ;
Данные компании с оф. сайта: бензин G-drive содержит многофункиональную моющую присадку с модификатором трения, обеспечивает увеличение мощности, снижение расхода топлива;
АИ 98 G-Drive (Евро-5) [ февраль 2015, Ярославль ]
Источник в Ярославле: нефтебаза в г. Рыбинск;
Содержание МТБЭ: 8,7%;
Присадки: многофункциональная моющая присадка Hitec 6473 — 0,056% ;
Данные компании с оф. сайта: бензин G-drive содержит многофункиональную моющую присадку с модификатором трения, обеспечивает увеличение мощности, снижение расхода топлива;
Роснефть
АИ-92 (Евро-5)
Источник в МО: ОАО «РН-Москва», г. Подольск / ОАО «Славнефть-Янос»;
Содержание МТБЭ: отсутсвует;
Присадки: отсутсвуют;
Данные компании с оф. сайта: -;
АИ-95 Фора (Евро-5)
Источник в МО: ОАО «РН-Москва», г. Подольск / ЗАО «Рязянская НПК»;
Содержание МТБЭ: 6,8%;
Присадки: Keropur 3458N — 0,02%;
Данные компании с оф. сайта: бензин фора содержит моющие компоненты, восстанавливает мощность и расход;
Татнефть [ Ярославль ]
Лукойл [ РФ ]
АИ-95 (Евро-5)
Источник в г. Вологда: Вологодская Нефтебаза / ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»;
Содержание МТБЭ: 4,44%;
Присадки: отсутсвуют;
Данные компании с оф. сайта: -;
АИ-95 Экто Плюс (Евро-5)
Источник в г. Вологда: Вологодская Нефтебаза / ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»;
Содержание МТБЭ: отсутсвует;
Присадки: Hitek 6437L — 0,075%;
Данные компании с оф. сайта: Топливо экто очищает, защищает от коррозии, содержит модификаторы трения, увеличивающие мощность и снижающие расход топлива;
АИ-98 Экто Sport (Евро-5)
Источник: — / ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»;
Содержание МТБЭ: 13,6%;
Присадки: Hitek 6437L — 0,095%;
Данные компании с оф. сайта: Топливо экто очищает, защищает от коррозии, содержит модификаторы трения, увеличивающие мощность и снижающие расход топлива;
ДТ (Евро-5)
Источник: Лукойл-Волгограднефтепереработка;
Присадки: Цетаноповышающая — 0,015%, противоизносная 0,02%, депрессорно-диспергирующая — 0,06%;
Данные компании с оф. сайта: -;
ДТ Экто (Евро-5)
Источник: Лукойл-Центрнефтепродукт;
Присадки: Цетаноповышающая — 0,008%, противоизносная — 0,015% (вероятно BASF Kerokorr LA99C), моющая — 0,019% (вероятно BASF Keropur DP 4510 C), депрессорно-диспергирующая — 0%;
Данные компании с оф. сайта: ДТ Экто характеризуется улучшенным горением, высоким крутящим моментом, снижением расхода топлива (из-за повышенного центанового числа), снижением коррозии и удалением отложений на форсунках;
Лукойл [ г. Москва ] [ добавлены новые паспорта — январь 2015, июнь 2015 ]
АИ-95 (Евро-5) [ январь 2014 ]
Источник в МО: Видновская нефтебаза;
Содержание МТБЭ: отсутсвует;
Присадки: отсутсвуют;
Данные компании с оф. сайта: -;
АИ-95 (Евро-5) [ январь 2015 ]
Источник в МО: Видновская нефтебаза;
Содержание МТБЭ: отсутсвует;
Присадки: отсутсвуют;
Данные компании с оф. сайта: -;
АИ-95 Экто Plus (Евро-5) [ январь 2015 ]
Источник в МО: Видновская нефтебаза;
Содержание МТБЭ: отсутсвует;
Присадки: Hitek 6437L — 0,0735%;
Данные компании с оф. сайта: Топливо экто очищает, защищает от коррозии, содержит модификаторы трения, увеличивающие мощность и снижающие расход топлива;
АИ-98 Экто Sport (Евро-5) [ январь 2015 ]
Источник в МО: Видновская нефтебаза;
Содержание МТБЭ: 8,61%;
Присадки: Hitek 6437L — 0,095%;
Данные компании с оф. сайта: Топливо экто очищает, защищает от коррозии, содержит модификаторы трения, увеличивающие мощность и снижающие расход топлива;
Евро ДТ Экто (Евро-5) [ январь 2015 ]
Источник в МО: Нефтебаза — Ногинский район, г. Старая купавна;
Присадки: Цетаноповышающая — 0,008%, противоизносная — 0,023% (вероятно BASF Kerokorr LA99C), моющая — 0,020% (вероятно BASF Keropur DP 4510 C), депрессорно-диспергирующая — 0,023%;
Данные компании с оф. сайта: ДТ Экто характеризуется улучшенным горением, высоким крутящим моментом, снижением расхода топлива (из-за повышенного центанового числа), снижением коррозии и удалением отложений на форсунках;
АИ-95 (Евро-5) [ август 2015 ]
Источник в МО и Калужской области: ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», Нижегородская обл., г. Кстово;
Присадки: Отсутсвуют;
Содержание МТБЭ: Отсутвует;
Данные компании с оф. сайта:
Нефтьмагистраль
АИ-98 (Евро-5)
Источник в г. Москва: Мытищинская нефтебаза / ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (Роснефть);
Содержание МТБЭ: 12,7%;
Присадки: Keropur 3458N — до 0,04% и антиокислитель Агидол 12 — 0,03%;
Данные компании с оф. сайта: В состав топлива Evolution входит присадка Keropur-EVO, очищающая двигатель;
Agip
ТНК
BP
АИ-95 (Евро-5)
Источник в г. Москва: Мытищинская нефтебаза / ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (Роснефть);
Содержание МТБЭ: 9,9%;
Присадки: Keropur 3458N — 0,02%, Агидол-12 — до 0,05%;
Данные компании с оф. сайта: -;
АИ-95 Ultimate (Евро-5)
Источник в г. Москва: Мытищинская нефтебаза / ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (Роснефть);
Содержание МТБЭ: 9,8%;
Присадки:Keropur 3619T — 0,106%, Keropur 3458N — 0,02%, Агидол-12 — до 0,05%;
Данные компании с оф. сайта: 95 Ultimate — очищает, защищает от коррозии и содержит можификатор трения;
АИ-98 Ultimate (Евро-5)
Источник в г. Москва: Мытищинская нефтебаза / ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (Роснефть);
Содержание МТБЭ: 13,8%;
Присадки:Keropur 3619T — 0,106%, Keropur 3458N — 0,02%;
Данные компании с оф. сайта: 98 Ultimate — очищает, защищает от коррозии, повышает мощность и содержит модификатор трения;
Shell
АИ-98 V-Power Racing (Евро-5)
Источник в г. Москва: Дмитровская нефтебаза / ЗАО «Газпромнефть-терминал»;
Содержание МТБЭ: 7,1%;
Присадки: Basf Nemo 6115 — 0,24%;
Данные компании с оф. сайта: Содержит моющие присадки и модификаторы трения. Очищает двигатель и позволяет увеличить его мощность;
Выводы по данным чуть позже, а сначала посмотрим, что из себя представляют используемые присадки.
Агидол-12
Используется в качестве антиокислительной присадки к автомобильным бензинам для повышения их химической стабильности при внесении других присадок. Сама по себе свойства бензина не улучшает.
BASF KEROPUR 3458N
Простая и популярная моющая присадка, так же обладает антикоррозионными свойствами и связывает воду. Модификаторы трения отсутствуют. Используется, как минимум, с середины 2000-х годов. При сильных загрязнениях может вернуть изначальную мощность двигателю.
На «чистом» двигателе мощность не увеличит. На «грязном» моторе после выработки 100 литров топлива с моющей присадкой мощность выросла на 7,5%, а расход уменьшился в среднем на 8,4%, за счет очищения нагара с впускных клапанов [ zr.ru ]
Но все современные моющие присадки представляют собой высокомолекулярные соединения в композиции с маслом-носителем и, обладая хорошими моющими свойствами, могут приводить к возрастанию нагара в камере сгорания в среднем на величину более 40%. [ marlyrussia.ru ] Однако испытания в «ЗаРулем» показали уменьшение нагара при использовании бензина с присадками, это может быть связано, как с более высоким качеством базового топлива, так и с действием самой присадки, очищающей камеру до воспламенения.
Afton Hitek 6437L
Используется в топливе Лукойл Экто. Продвинутый аналог KEROPUR 3458N, с добавлением модификатора трения. Самая простая присадка с модификатором трения. Применяется, как минимум, с 2009 года.
Afton Hitek 6473
Используется в топливе Газпромнефть G-Drive. Судя по названию является более совершенной по сравнению с Hitek 6437L (Лукойл Экто), однако ее рекомендуемая концентрация ниже, чем у Hitek 6437L, а значит повышенная эффективность может компенсироваться уменьшенным количеством присадки. Применяется, как минимум, с 2009 года.
BASF Keropur 3619T
Очередная моющая присадка с модификатором трения. Используется в бензине BP Ultimate и ТНК Pulsar. Относительно новая, не применялась до 2009 года, как и Hitek 6437L и 6473. Добавляется в бензин совместно с 3458N, можно предположить, что в составе преобладает модификатор трения в следствии чего необходимо дополнять моющей присадкой. Рекомендуемые концентрации выше чем у предыдущих присадок.
BASF Nemo 6115
Одна из топовых моющих присадок с модификатором трения. Используется в бензине Shell V-Power Racing. Самая новая из представленных, вероятно не применялась до 2010-2011 года.[UPDATE: Присадка применяется минимум с 2007 года: Ведомости, за ссылку спасибо Михаилу Крячко] Добавляется в бензин в самой большой концентрации (в 2-2,5 раза больше, чем другие присадки).
BASF Nemo 6125
Пришла на замену BASF Nemo 6115 в Shell V-Power Racing в начале 2017 года. Концентрация аналогична.
BASF F00005A
Самая новая присадка с модификатором трения Используется в бензине BP Ultimate. Появилась в октябре 2014 года — впечатления журналиста ЗР, посещавшего официальную презентацию обновленных Ultimate, закупать эту присадку как раз должны были чуть раньше. Стоимость — около 15 копеек на литр.
Без тестов невозможно определить какая из присадок эффективней, но мне кажется, что Nemo 6115 имеет более высокий статус в линейке продуктов Basf, чем Keropur 3619T, более высокую рекомендуемую концетрацию, а так же она новее других составов.
Я расположил описание присадок в порядке возрастания их эффективности. Лучшей я считаю BASF Nemo 6115, а наименее эффективной BASF KEROPUR 3458N, за счет отсутствия модификаторов трения и морального устаревания. Afton Hitek 6437L, Afton Hitek 6473 и BASF Keropur 3619T расположились посередине моего рейтинга предпочтений.
Сравнения бензина Экто и Ultimate в журналах Авторевю и ЗаРулем в 2007 и 2008 годах не выявили никакой разницы в мощности между Экто, Ultimate и обычным 95-м бензином. Однако по состоянию на 2007 год к применению была допущена Hitek 6430, а не 6437L. [ marlyrussia.ru ] Следовательно, в тестах «ЗаРулем» принимал участи бензин без модификаторов трения.
Новые присадки, теоретически, могут увеличить мощность даже на чистом моторе. Эффект будет особенно заметен на малолитражных и оборотистых моторах в предельных режимах (владелец роторно-поршеневой Mazda RX-8 заявляет о существенном падении расхода топлива). Однако на 3-х литровом турбомоторе мощностью 340 л.с. я не чувствую разницы между Экто 98 с модификатором трения и 98-м от Роснефти без модификатора трения.
При использовании моторного масла с большим содержанием модификаторов трения (Xenum WRX 7,5W40) мощность на высоких оборотах увеличивается на величину до 5-7 л.с., а расход снижается на 4-7%. От топлива можно ожидать схожих значений, но заметить прибавку в 5 л.с. даже на моторе мощностью 100 л.с. та еще задача. С другой стороны, модификаторы трения в бензине положительно повлияют на работу сложной топливной системы непосредственного впрыска, особенно при использовании с «сухими» газоконденсатных бензинов (можно часто встретить на Лукойле), обеспечивающими высокое ОЧ без оксигинаторов.
Хочу еще раз отметить — эффект от различных модификаторов трения вряд ли превысит 5% при постоянном применении бензина, а при единоразовой заправке эффект будет заметен только через несколько сотен км. Различия между разными модификаторами трения будет заметить еще сложнее, чем эффект от их применения.
Эти выводы подтвердились в тестах бензина Shell в АвтоРевю (спасибо тов. He1ix за ссылку).
Так почему же на финском бензине на атомосферном роторно-поршневом моторе растет мощность и падает расход?
По паспорту финского топлива, продающегося в Новосибирске за 50 с лишним рублей/литр видим, что октановое число АИ 99 получается за счет добавления в топливо 10,59% ЭТБЭ и 0,92% этанола.
Без использования этих присадок октановое число было бы, в лучшем случае, АИ 95, а то и ниже. Но помимо увеличения октанового числа присадки увеличивают содержание кислорода до 2,13% (в лукойле всего 1,5%). Следовательно, лишний кислород в бензине очень хорошо воспринимается атмосферными моторами, а так же моторами со старыми системами впрыска. В них горение, за счет кислорода в бензине, существенно улучшается.
В современных турбо-моторах с непосредственным впрыском наличие кислорода в топливе никак на процесс не влияет, так как турбина избавляет от недостатка воздуха, а непосредственный впрыск, за счет высокого давления и хорошего распыления топлива, улучшает смесеобразование и горение. А вот высокое содержание присадок, из-за в топливе появляется кислород, негативно сказывается на мощности турбо-моторов, так как калорийность присадок ниже, чем у бензина и горят они хуже.
Краткий вывод: в атмосферные моторы лучше лить топливо с большим содержанием присадок (МТБЭ, ЭТБЭ, этил, метил) и кислорода, а в турбированные — без октаноповышающих присадок и кислорода.
Теперь перейдем к комментариям по сетям АЗС.
[ ЯНВАРЬ 2015, РЕЙТИНГ ОБНОВЛЕН добавлены свежие паспорта Лукойл — Москва, и паспорт Татнефть — Ярославль ]
Все бензины на брендовых заправках полностью соответствуют классу Евро-5. Бензин АИ-98 не всегда продается, как улучшенный, но всегда содержит максимальное количество моющих присадок, при этом набор присадок соответсвует «улучшенному» АИ-95.
[UPDATE МАЙ 2015: АИ-98 на брендовых АЗС всегда содержит моющие присадки только в крупных городах, а, например, в Костроме поставщиком АИ-98 на КТК, ТНК и др. является Ярославский НПЗ (СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС), и в нем не содержится никаких моющих присадок. Следовательно в небольших городах даже на брендовых АЗС АИ-98 может не содержать моющие присадки и быть идентичным АИ-98 с небрендовых заправок.]
Заправочные сети расположены в порядке возрастания моих предпочтений на основе применяемых присадок и количества МТБЭ.
Роснефть, Нефтьмагистраль, Agip.
Производитель бензина на всех заправках данных марок в Москве один — ЗАО «Рязанская НПК» (Роснефть). Бензин обладает хорошими параметрами и содержание МТБЭ одно из самых низких, что говорит о высоком качестве бензина и большой теплотворной способности. В обычном топливе моющие присадки отсутствуют. (Передаю привет журналу «ЗаРулем» который утверждал, что во всех бензинах Евро-3 и выше есть моющие присадки!) В улучшенном бензине АИ-95 и АИ-98 содержится самая простая моющая присадка без модификаторов трения. «Дешево и сердито».
Татнефть
Поставщик бензина на АЗС сети Татнефть в г. Ярославль и его окрестностях, как это не удивительно, Ярославский НПЗ. Причем АИ 95 оказался очень хорошего качества — содержание кислорода минимально, ниже только у Лукойла. Моющих присадок в бензине не обнаружено, а жаль.
Необходимо проверить остальные сети, так как мне все больше кажется, что качество топлива на многих НПЗ за 2014 год заметно подросло.
Лукойл [ Обновлено ]
Содержание МТБЭ может сильно колеблебаться от партии к партии. [ В январе 2015 года содержание оксигинаторов в топливе на проверенной мною заправке было минимальным во всем топливе. ] В некоторых случаях АИ 95 может быть вообще первоклассным газоконденсатным без добавления оксигинаторов (см. паспорт Лукойл АИ 95 Москва или АИ 95 Экто Плюс), при этом АИ 98 содержит почти предельное количество МТБЭ. [ В январе 2015 АИ-95 (обычный и экто) вообще не содержал кислорода, а АИ-98 показал очень низкое содержание — всего на 1,5 процентных пункта выше, чем у лидера, SHELL V-Power Racing. ]
Качество топлива в Москве и за ее пределами одинаково. Присадка в АИ 95 и 98 Экто содержит модификаторы трения, однако является самой младшей среди конкурентов.
[ Заправившись 98-м, с содержанием МТБЭ 8,6% заметил, что двигатель, вроде бы, стал чуть легче и быстрее раскручиваться. Лукойл очень здорово подтянул качество 98-го, который теперь так же изготавливается из газоконденсатного 95-го (либо я наткнулся на удачную партию).]
Газпромнефть [ Обновлено ]
В АИ 95 содержание оксигинаторов выше, чем у Лукойла и соответсвует бензину от Роснефти. Однако используется присадка с модификатором трения класса выше, чем у Лукойл Экто. Крепкий «середнячок».
В 24 февраля в Ярославле наткнулся на удачную партию АИ 98. По количеству кислорода соответствует аналогу от Лукойла, но многофункциональная присадка присадка классом выше.
ТНК-BP [ Обновлено ]
В качестве изготовителя топлива для московских заправок ТНК и BP выступает уже знакомая ЗАО «Рязанская НПК» (Роснефть). По содержанию МТБЭ бензин у ТНК-BP значительно хуже, чем на заправках Роснефти. Единичное это явление или постоянное — неизвестно. ТНК-BP максимальное содержание оксигинаторов во всех бензинах по сравнению по другими АЗС, что приводит к низкой теплотворной способности топлива.
В обычном топливе на заправках BP уже присутсвует бавовая моющая присадка, то есть обычный бензин BP соответсвует «улучшенному» на Роснефти, Нефтьмагистрали или Agip.
Pulsar и Ultimate содержат одинаковые, продвинутые пакеты присадок, но у BP содержание присадок на 25% выше в соответствии с маркетинговой стратегией компании.
Спорный вариант: с одной стороны — хорошие присадки, с другой стороны — не самое лучшее базовое топливо. Идеально подойдет для форсированных и оборотистых атмосферных моторов, но при использовании в обычных атмо-двигателях, скорее всего, увеличится расход из-за низкой калорийности. В турбированных двигателях снижение калорийности тоже не сыграет на руку, а увеличенная скорость горения поднимет EGT (температуру выхлопных газов в выпускном коллекторе), что негативно влияет на катализаторы и турбину. Если попадется партия с более низким содержанием МТБЭ, то бензин можно будет назвать хорошим.
[ ОБНОВЛЕНИЕ: В свежем исследовании «ЗаРулем» от середины 2014 года АИ-95 от BP показало хорошее содержание кислорода при фактическом ОЧИ доходящим до 97! То есть под видом АИ-95 Ultimate там могут продать почти АИ-98, при этом содержание кислорода остается на уровне АИ-95 от других сетей. Если бы содержание моющией присадки было выше, а сама присадка была более «продвинутой», то такое топливо было бы явным фаворитом, но в этом плане Shell немного превосходит BP. Однако, если топливо Ultimate устраивает вас, то я бы не стал искать счатсья на других АЗС. ]
Shell
Изготовителем для московских заправок выступает Газпромнефть-терминал. Самое низкое содержание МТБЭ в 98-м бензине, оно даже ниже чем в 95-м на BP! Помимо высококлассного топлива используются «топовые» присадки с модификаторами трения. Судя по составу, лучше может быть только спортивное топливо АИ 102 и выше от Дельфин-Моторспорт.
[ ДОПОЛНЕНИЕ ПРО СООТВЕТСВТИЕ ТОПЛИВА И ПАСПОРТОВ ]
В комментариях к данной статье на pikabu.ru и http://autokadabra.ru возникало мнение, что паспорта необъективно отражают качество бензина по нескольким причинам:
- Паспорта могут вообще не иметь ничего общего с той жижей, что залита в резервуар и продается.
- Новая партия заливается не в пустой резервуар, а смешивается с частью остатков от предыдущей. Следовательно, в бак подается смесь из разных партий с усредненными характеристиками.
Первый вариант я даже не буду рассматривать, так как поклонники такой теории явно являются борцами со шпиона-рептилойдами, давно поработившими человеческую цивилизацию.
Второй вариант, скорее всего, описывает реальную ситуацию. Но, что бы узнать наверняка, нужны дорогостоящие (десятки тысяч рублей) лабораторные испытания. К счастью я наткнулся на свежее исследование «ЗаРулем» от середины 2014 года.
В испытаниях участвовали пробы улучшенного бензина АИ-95 из различных сетей АЗС из Москвы и заМКАДии. Почти все экземпляры в лабораторных тестах продемонстрировали более высокие показатели, нежели заявленые, в изученных паспортах качества! А иногда вам вообще могут залить АИ 97 вместо АИ 95! При этом не было ни одной пробы, показавшей результаты хуже, чем заявленный в паспорте.
Стоит отметить, что, судя по паспортам Лукойла, за год характеристики топлива улучшились, вероятно, тоже самое можно сказать и про другие сети АЗС.
Изготовители бензина в крупных сетях работают на совесть и указывают характеристики топлива с запасом (иногда очень даже приличным). Делается это от того, что октановое число, полученное с помощью присадок сохраняется в среднем около 3-х месяцев. Т.е. «свежий» АИ-95 может запросто быть лучше «старого» АИ-98. Как только бензин попадает в бензобак, то процесс старения и испарения присадок ускоряется в несколько раз. В зависимости от температуры (чем она выше, тем быстрее процесс) октановое число может упасть за месяц или даже быстрее. [axiona.ru]
ВАЖНО!
Cостав присадок в топливе не меняется в течении длительных промежутков времени, но состав и качество самого топлива могут сильно отличаться от партии к партии. Даже на одной и той же заправке сначала может быть АИ 95 без МТБЭ, а следующая партия придет с содержанием МТБЭ 10%-15% => сниженной калорийностью. При этом динамика машины может ухудшится.
Выбирая дорогое топливо с высоким октановым числом вы не покупаете гарантированную максимальную мощность, вы покупаете защиту от детонации и пакет присадок, улучшающих состояние двигателя и его мощность в долгосрочном периоде.
В отдельно взятых случаях мощность на дорогом бензине/АЗС может быть ниже, чем на другой АЗС и более дешевом бензине. Но протяжении длительных промежутков времени более дорогой бензин и более продвинутые присадки все же дают большую мощность, о чем пишут даже в инструкциях по эксплуатации к автомобилям ->.
ВНЕ ЗАЧЕТА. Экто Дизель.
Сравнивая состав присадок обычного ДТ и Экто видно, что отличаются они наличием моющей присадки. В составе представленных на рынке моющих присадок для ДТ я не нашел модификаторов трения, так что ожидать большой эффективности от ДТ ЭКТО не стоит, а на новых двигателях производители топлива обещают не более 2% роста мощности за счет увеличенного цетанового числа.
Смазывающая присадка не содержит модификаторов трения и не влияет на мощность. Она призвана компенсировать недостаток серы в ДТ классов Евро-4 и -5 для нормальной работы ТНВД и форсунок. Ждем появления на рынке ДТ с модификаторами трения, я уверен — осталось не долго.
[ АНОНС: как и в любая другая тема, дизельное топливо оказалось не совсем простым и одинаковым, как кажется на первый взгляд. По просьбам, готовится отдельный материал про качество ДТ, его основные характеристики и их влияние на мощность и топливную экономичность. Следите за обновлениями! ]
Михаил
Александр, большое спасибо за статью. На мой взгляд, это лучший обзорный материал по фирменным бензинам. Хотелось бы узнать, не планируете ли Вы его обновление, так как к настоящему времени изменений набралось довольно много. Помимо поголовного улучшения характеристик базовых 95 и 98, у ТНК, BP и Роснефти полностью поменялся пакет присадок, плюс 98 на ТНК и Роснефти в настоящее время идет без них. Более-менее актуальные паспорта на 95 и 98 (за последние два-три месяца) с крупных сетевых АЗС (Газпромнефть, Лукойл, Шелл, ТНК, Роснефть, BP) я готов предоставить.
Александр Панкратов
Михаил, спасибо за отзыв!
Обновлять статью смысла не вижу, она и так перегружена данными. А вот написать новую по состоянию на 2016 год нужно обязательно! Буду благодарен за любые паспорта и данные по присадкам! Прошу прощения за долгий ответ.
Талгат
Спасибо Александр! Все очень доступно. Все сомневался какой бензин заливать в Мазду СХ5. На всех форумах об этом мозг вынесли. А у Вас технически и технологически все понятно. Благодарю за иследования. Буду лить 98-однозначно на Лукойл Пермский, сам из г. Киров.
Александр Панкратов
Спасибо, рад что статья Вам пригодилась. Сам точно так же тыкался по форумам месяцами, пока не решил сесть и во всем самостоятельно разобраться 🙂
Кстати насчет конкретной заправки рекомендую проверить. В небольших городах часто бывает, что бензин почти на всех АЗС идет с одной нефтебазы/НПЗ. Состав и производитель идентичны, а вот цена может отличаться на 10%-15% если заправляться на АЗС местных брендов. Например в Костроме есть сеть КТК. АИ-98 бензин там с Ярославского НПЗ (моющих присадок нет). Точно такой же бензин, с того же НПЗ, идет на местные ТНК и Лукойл. И присадок так же нет. А цена отличается в пользу местной сети, да еще и скидки есть.
Steel Angel
Александр, спасибо за труд, мощная аналитика. Такой концентрации полезной информации без воды там не найдёшь, собрали воедино авторитетные автоиздания, форумы, данные изготовителей.
Сегодня нашёл впервые Ваш блог по запросу «экто 100 тест» в гугл. Вам бы СЕО прикрутить к блогу чтобы повысить посещаемость. Грамотно пишите и анализируете!
По теме: авто с атмосферным малолитражным высокооборотистым движком, изменяемые фазы газораспределения, степень сжатия 10,5.
Вначале с недоверием относился к премиальным бензинам с моющими присадками, пока не стал изучать матчасть и пробовать. Сейчас могу заявить, что разница есть и это не плацебо, в целом соглашаюсь с Вашими данными.
Описываю субъективные ощущения, пусть специалисты замеряют на диностендах, это их работа))), но стараюсь быть максимально объективным:
По личным предпочтениям и волей случая заправляюсь на следующий заправках: Газпромнефть, Shell, BP, Роснефть. На ТАТ нефть было несколько раз, Лукойл пару раз, разок Нефтьмагистраль. Расположил в порядке убывания по кол-ву заправок. Бензин 95-й обычный или премиальный (если есть).
Теперь расставляю по возрастанию (личные наблюдения)
0) Лукойл и Нефтьмагистраль — вне зачёта, мало заправлялся)))
1) ТАТ нефть — прекратил заправляться как попробовал несколько раз, тапка в пол, а машина «не едет», ватный разгон и повышенный расход.
2) Роснефть — бензин как бензин, разгонная динамика средняя, ничего плохого и особенно хорошего, расход средний.
3) Газпромнефть — явно лучше чем Роснефть. Расход ниже. Динамика в норме, но никак не могу понять разницу в динамике между их G-Drive и обычным 95-м. Зато в работе на высоких оборотах разница есть, на их 95-м при оборотах близко к отсечке мотор надрывно работает, на G-Drive ровно. Стараюсь лить G-Drive. Ввиду местоположения, чаще остальных заправляюсь здесь. Стали дорогие в последнее время))
4) BP — лучше чем Газпромнефть, разница когда зальёшь Ultimate есть.
5) Shell — лучший, особенно V-Power. Слышно что мотор работает ровнее чем на бензинах остальных АЗС. Разница в динамике чувствуется сразу после выезда с заправки. Лучшая тяга на низах. На высоких оборотах всё ровно. Расход ниже чем на всех вышеперечисленных АЗС. И как они такое сделали, если берут бензин с российских НПЗ? Цена хорошая, но заправок Shell, к сожалению, мало.
По поводу паспортов качества, не теория заговора, но… всё несколько сложнее и одновременно проще, чем Вы думаете. Дальше думайте сами))).
От себя вопрос: степень сжатия 10,5, ситуация — на АЗС только 92-й и 98-й, залив 98-й есть негативные последствия? Двигатель выше описал.
Александр Панкратов
1) Про СЕО: Этот блог — это хобби, особо времени и желания заниматься СЕО нет 🙂 Но на прошлой неделе слегка подправил title страницы, в яндексе позиции должны здорово подняться. В гугле выше не будет имхо.
2) Про впечатления: На форсированных атмо-моторах, судя по обзорам, самая большая разница от наличия кислорода и/или высокого ОЧ. На остальных (стоковых) моторах разницы в мощности обычно нет 🙂 Но надо понимать, что та же мощность меряется по внешней силовой нагрузке, т.е. «газ в пол». При частичных нагрузках впечатления могут быть другими.
3) Про вопрос: что считать негативными последствиями и что мы покупаем на АЗС? На АЗС мы покупаем топливо с определенной детонационной стойкостью. В вашем случае она либо низкая, либо высокая. Средней нет. Сама по себе детонационная стойкость напрямую не связана с мощностью или расходом, только косвенно.
Если у вас эксплуатация с высокими нагрузками, высокие температуры и тп. — лейте АИ98. Из минусов АИ98 по сравнению с АИ-92 — только высокая цена. Вреда от него не может быть по определению. Если нагрузок нет, например пробочная эксплуатация, то можно и АИ-92.
Но никто не запрещает смешать топливо 50/50 и получить АИ95 🙂 В США например на многих АЗС стоят колонки, которые используя всего два резервуара (с высоким и низким ОЧ) выдают кучу промежуточных сортов топлива, смешивая исходные сорта в разных пропорциях.
Алексей
Ваша статья вышла достаточно давно. Но вот мои наблюдения за последнее время. Заправлялся бензином от Лукойл 95 95экто машина лада калина 2 с двигателем 127 106 лошадей. После заправки на Лукойле машина едет хорошо расход падает,на свечах красный нагар. Точно такое же фото у Вас есть в первой статье назывется бензин с ферроценом я подтверждаю что свечи у меня были такими же. После заправки на сети Газпромнефть,машина едет без чудес,расход на 470 км и заправком 25 литров вышел 5.3 литра. Свечи имеют белый нагар на электроде, фотки нет но могу сделать. Сегодня в автомагазине разговорился с одним человеком,заправился G Drive и машина затроила,пока не залил 95 обычный. Я живу в Нижегородской области.